Ребёнок в Сети: угрозы и возможности



Можно ли подчинить интернет своим интересам?


Как нам готовить детей к жизни в мире, 

в котором виртуальное пространство все больше наполняет повседневность, вторгаясь едва ли не в каждую сферу жизни? Этот вопрос сегодня в той или иной степени волнует каждого родителя. 


Реальные угрозы

С одной стороны, действуя в интересах ребенка – дабы он, не дай Бог, не оказался на обочине современной жизни, – наверное, было бы правильно помочь ему интегрироваться в эту новую виртуальную реальность как можно лучше: помочь ему освоить по максимуму информационные технологии и всевозможные формы коммуникаций и гаджетов, основы программирования, робототехники, дизайна, вэб-дизайна и прочее. А с другой стороны, многим родителям небезызвестно, что детей также подстерегают здесь различные формы информационного мошенничества, суицидальные и прочие сообщества экстремистского типа, агрессивно рекрутирующие фолловеров среди подростков и молодежи, а также наркоторговцы, торговцы людьми и педофилы, всё больше и больше выискивающие своих жертв именно в Сети. Что это значит для воспитания и образования наших детей? Как нам готовить подрастающее поколение к такому будущему? Как решить эту дилемму? И есть ли у нее хорошее решение вообще? На мой взгляд, решение есть, но в том случае, если родители видят проблему и готовы регулярно уделять время ее решению.


Привычки безопастности

Прежде всего, нужно научить подростка как можно более четко и ясно представлять себе, «что такое хорошо и что такое плохо» в Сети, определенной этике поведения. Более-менее жестко установить границы и отслеживать их соблюдение, при этом проявляя одновременно и настойчивость, и снисходительность к неизбежным ошибкам и преступлениям границ. Эти привычки не появляются автоматически, а потому необходимо как можно более полное донесение и разъяснение причин этих границ: какие сайты, какое содержание (контент) носят вредоносный характер и почему. К насколько серьезным последствиям это может приводить?


КСТАТИ: 

Основам программирования можно начинать обучать ребенка с самого раннего школьного возраста, а заниматься простой проектной деятельностью он может уже с 5-6 лет.

Нужно привить детям привычки безопасного поведения в Сети,

 определенную технику безопасного пребывания в виртуальном пространстве. И это требует систематических усилий и определенной дисциплины от самих родителей. Простыми ограничениями доступа этого не добьешься, поскольку так или иначе этот доступ в Сеть дети все равно находят. Но если это происходит без сформированных привычек безопасного сетевого поведения, результаты могут оказаться плачевными.


Инструмент развития и образования

Формирование таких привычек и подходов требует высокого уровня взаимоотношений и доверия между ребенком и родителем, что само по себе весьма и весьма непросто, особенно в подростковом возрасте. Но в ситуации, когда полное выключение из виртуальной реальности и практически невозможно, и чревато существенной асоциализацией, а ритуальное погружение в медиа (зависимость) – прямой путь к нравственной деградации, только сбалансированный срединный путь воспитания способности инструментального использования информационных технологий, задающий конструктивные творческие, нравственные и проектные траектории поведения в виртуальном пространстве, представляется единственно верным направлением решения вышеописанной проблемы. Важно, чтобы не глобальная паутина диктовала ребенку, что делать и как проводить время в Сети, а, напротив, чтобы он сам мог поставить глобальную паутину и информационные технологии на службу своим жизненным целям – в учебе, труде и даже отдыхе, на своих условиях, в рамках своих этических границ, поначалу четко и ясно согласованных с родителями. Поэтому необходимо с определенного возраста учить детей использовать информационные технологии как инструмент личного развития и образования, достижения поставленных целей и прочего. И в этом им помогут основы программирования, робототехники, проектирования и т.д. На мой взгляд, этот двуполярный образовательный вызов каждой семье важно принять со всей серьезностью, поскольку от того, как он будет разрешен в каждом конкретном случае, во многом зависит судьба и каждого отдельного ребенка, и следующего поколения в целом.


Илья Гункин, 

руководитель Клуба

семейного образования «Инвента»




МНЕНИЯ

Анна Демидова:

«С динамичным развитием информационных

технологий ситуация в мире существенно из-

менилась. Происходят вещи, на которые мы

не можем повлиять. Поэтому я, естественно,

придерживаюсь той точки зрения, что моему

ребенку важно осваивать лучшие достижения

этих технологий. Такие знания ему нужно давать совершенно точно, и чем раньше, тем лучше. Вопрос в экологичности их подачи.

Мои дети получают образование в семейной

форме, что дает нам возможность самим вы-

бирать предметы, одновременно и отвеча-ющие веяниям времени, и необходимые для их личного развития. В этой форме, помогая детям освоить основы информационных технологий, программирования и проекти-рования мы можем одновременно следить и за экологичостью процесса обучения. В этом смысле в семейной форме обучения мы откры-ли другой подход, позволяющий относиться к ребенку по-настоящему индивидуально, пос-кольку здесь у него есть реальная свобода самовыражения. А именно такая свобода, на мой взгляд, как ничто другое мотивирует ре-бенка к обретению новых знаний и навыков».


Светлана Загер:

«Я придерживаюсь традиционных взглядов –

запретный плод, как известно, сладок. Мы не

можем «прятать голову в песок» и говорить: нет, жизнь не изменилась, вокруг нет компьютеров. Надо оставаться современными и понимать, что мы не можем остановить этот процесс, но можем повлиять на то, чтобы этот процесс помог нашим детям. То есть преподнести Интернет как источник новых возможностей, как инструмент развития и образования. Вопрос в том, как сделать этот процесс культурным, чтобы он не поглощал их полностью, заполняя все ниши. Здесь уже нужна работа над тем, чтобы поддерживать в них и другие интересы. Чтобы ребенок становился создателем чего-то, а не только исполнителем. Если ребенок будет поглощён лишь идеями людей, создавших свои программы или еще что-то, то он будет жить и ничего своего не создаст. Мое мнение, что нужно руководить процессом, влияя на культуру нахождения ребенка в Сети. Вопрос в том, что мы еще хотим дать своим детям и как преподнести эти знания? Будем ли мы доносить их через диктат, или через удовольствие, или через позитив и интерес?».


НА ЗАМЕТКУ: 

Основы программирования развивают:

- логическое и системное мышление;

- креативность;

- экспериментальную жилку;

- навык задействовать в процессах оба

полушария мозга;

- уверенность при создании чего-то нового.